Зачем нужен стандарт работы магазина?

Стандарты нужны, чтобы облегчить вашу ежедневную работу и обеспечить всем покупателям одинаково высокий уровень сервиса. Безусловно, не все поддается стандартизации, ведь любой магазин — это сложная система. Но, как и в любой системе, существует ряд ситуаций или бизнес-процессов, которые возникают с определенной периодичностью. Для таких ситуаций и нужно прописать правила.

Наличие стандартов позволит вам не тратить время на поиск оптимального решения, а следовать имеющейся схеме. Создание свода правил, или стандартов, описывающих основные бизнес-процессы работы магазина, будет означать, что вы стандартизовали работу своего магазина. Остается только контролировать выполнение стандарта.

Рассмотрим пример. В одной из розничных сетей по продаже продуктов питания руководством компании в начале лета было принято решение об открытии 10 магазинов до конца года. Стоит отметить, что до этого решения в компании открывалось по одному магазину в год. Для решения поставленной задачи был организован отдел развития, состоящий из двух человек, которые должны были подбирать подходящие под магазины площадки и арендаторов для оказания дополнительных услуг в магазине (аптека, цветы, химчистка и т. д.). Менеджеры, кажется, достаточно активно работали, но подобранные площадки зачастую не устраивали руководство.

Почему? Потому, что подбор осуществлялся только по одному основному показателю — стоимости арендной платы. Сами менеджеры отдела развития после очередного отказа от помещения, которое, на их взгляд, подходило для сети, обратились к руководству с просьбой о создании стандарта к помещению под магазины. В дальнейшем такой стандарт был разработан совместно с коммерческим директором, директором по торговле, юристом, главным инженером, директором по персоналу. Казалось бы, наконец-то решена основная проблема!

Оказалось, недостаточно просто разработать стандарт, необходимо его и выполнять. На соблюдении одного из важных пунктов, а именно — «наличие правоустанавливающих документов на собственность» руководство компании при решении вопроса по одному из строящихся объектов, в котором магазин этой сети должен стать «якорем», решило не настаивать. «Пока объект строится, мы параллельно будем делать технологический проект, заказывать торговое оборудование Кристалл Сервис, подбирать персонал», — решили руководители и заключили предварительный договор с собственником.

Только на практике оказалось, что и объект построен, и оборудование расставлено, и персонал был набран, а открыть магазин нельзя: у собственника затянулся на неопределенный период вопрос о получении свидетельства на собственность на построенный объект. По этой же причине не был решен вопрос и о выделении телефонных номеров на объект. Возникла техническая проблема по организации устойчивой связи по «выгрузке» информации в центральный офис, по работе с поставщиками.

В результате почти год простаивало закупленное торговое оборудование, несколько раз набирался персонал, «капала» арендная плата. Затем было принято решение об открытии магазина, но без алкоголя, поскольку получить лицензию было нельзя (свидетельство на собственность до сих пор не было получено}. Только месяцев через семь после открытия магазина было получено свидетельство на собственность на данный объект. Через два месяца магазин получил лицензию на реализацию алкоголя. Какие потери в результате понесла торговая сеть, можно только догадываться.

Top