Окружающий мир
15.01.2012 4623

Внедрение СПО в образовательных учреждениях

Внедрение практически любого программного продукта представляет определенную сложность. Скорее всего этот процесс будет уникальным для каждой информационной инфраструктуры. Вот как, например, может происходить миграция образовательных учреждений на СПО — свободное программное обеспечение.

Процесс набирает обороты

Как известно, переход школ на свободное программное обеспечение под государственным контролем начат в 2007 году. Был объявлен тендер на разработку и апробацию пакета СПО для использования в образовательных учреждениях. Впрочем, не будем сейчас все рассматривать подробно. Просто зафиксируем факт — инициатором перевода образовательных учреждений на СПО выступило государство. Время шло, и кто-то предпринимал активные шаги, а кто-то пережидал, выполняя только самый минимум требований для отчета. Но вот срок действия «первой помощи» закончился, и возникла необходимость предринимать/наращивать шаги по освоению Пакета свободного программного обеспечения (ПСПО).

Конечно, заместителей директоров по информатике на этом пути ожидают специфические проблемы, трудности, но они вполне естественны при освоении любой новой системы. Кому как не специалистам в области информационных технологий иметь о них лучшее представление? В этой статье мы рассмотрим некоторые проблемы перевода образовательного учреждения на использование СПО. И, конечно, она не претендует на полный охват всех подобных проблем.

Исследуем аппаратное обеспечение

Поскольку речь идет об установке нового программного обеспечения, необходимо заранее получить полное представление о компьютерном парке образовательного учреждения. Если это было уже сделано — отлично. Поднимаем паспорта рабочих мест (буду условно использовать это название — у вас может быть, кончено, другое), периферии и т.д. Обращаем внимание в том числе на аппаратные возможности. Если данных паспортов нет, то придется провести перепись оборудования.

Для чего это нужно? Чтобы при выборе дистрибутива, к примеру вам необходимо установить переводчик с английского языка по аналогии с онлайн переводчиком Google, иметь представление, насколько тот или иной вариант Linux подходит для установки на имеющееся у вас оборудование. Почему этот вопрос носит непраздный характер? Дело в том, что только официально для использования в образовательном процессе предлагается несколько дистрибутивов. Но и это еще не все. Не будем забывать про периферию — принтеры, сканеры и т.д. С некоторой долей вероятности может оказаться, что для использующегося в вашем образовательном учреждении устройства нет драйвера для рекомендуемых дистрибутивов Linux.

Операционные системы

Итак, аппаратная часть компьютерного парка вашего образовательного учреждения исследована. Вы получили полное представление о ее сильных и слабых сторонах. Теперь можно переходить к выбору операционной системы или систем, которые вы будете использовать в образовательном процессе. Официальный перечень дистрибутивов Linux, предлагаемых для миграции, достаточно широк. Значительное место в нем занимают дистрибутивы, основанные на продуктах компании ALT Linux.

Трудности перехода

Компьютерный парк образовательного учреждения изучен, операционные системы выбраны и установлены. Далее встает вопрос о подключении периферии. Об этом и других проблемных вопросах перехода на Linux мы и поговорим далее. Конечно, все проблемы, возникающие во время миграции на СПО, в рамках одной статьи осветить невозможно. Поэтому я остановлюсь лишь на тех, которые, на мой взгляд, встречаются наиболее часто.

Итак, первая из них — подключение периферии. Да, Linux поддерживает большое количество устройств, но нередко может возникнуть ситуация, когда для новой модели принтера или сканера может не оказаться драйверов. Если такая ситуация оказалась для вас актуальной, тогда для начала проверьте, поддерживается ли ваше устройство в Linux. Если это принтер, обратитесь к базе данных совместимых принтеров на сайте портала Linux Foundation. Кроме того, на данном сайте вы сможете осуществить поиск как по названию драйвера, так и по производителю устройства.

Если поиск на портале Linux Foundation не увенчался успехом, можно посетить сайт производителя вашей модели принтера и попытаться найти драйвер там. Кстати, в этом контексте нельзя не упомянуть реализацию Seiko Epson Corporation и AVASYS Corporation сервиса автоматической загрузки драйверов для своих моделей принтеров для Linux. Например, в Ubuntu 11.04 при подключении принтеров Epson специальная утилита автоматически осуществит поиск и предложит загрузить необходимый драйвер. Пользователям других дистрибутивов Linux можно посетить разделы драйверов для моделей Epson для Linux на сайте корпорации AVASYS. Здесь вы сможете загрузить драйверы для сканеров, принтеров, МФУ для моделей Epson.

Что касается сканеров, то основным программным обеспечением для работы с ними является SANE. На сайте данной программы вы можете проверить, поддерживается ли ваш сканер. Если вы обнаружили, что он не поддерживается, то можно обратиться к сайту компании-производителю вашего сканера и попытаться найти драйвер там. Кроме того, предлагаю обратиться на сайт нижегородской группы полозователей Линукс, которая поделилась своим опытом подключения ряда принтеров и сканеров в Альт Линукс 5.0.1 Школьный.

Некоторые проблемы возникают с интерактивными досками. Каких-либо общих рекомендаций для всех них дать невозможно. Предлагаю в случае возникновения проблем обращаться в техподдержку. на форумы. Кроме того, было бы полезно следить за обновлением сайта «СПО в российских школах». Вот, например, там был предложен быстрый способ подключения интерактивной доски Hitachi StarBoard в Альт Линукс 5.0 Школьный.

Еще одной большой проблемой для учителей информатики и заместителей директоров по информатике стала настройка системы контентной фильтрации (СКФ). Более того, работа последней вызывает большие опасения у ответственных за ее сопровождение. Дело в том, что ее работоспособность, судя в том числе и по информации в сети Интернет, стала объектом пристального внимания прокуроров, которые осуществляют соответствующие проверки школ. Результатом проверки может стать предписание прокурора с требованием устранить нарушения, а виновных привлечь к необходимой ответственности. Кстати, интересную статью с названием «СКФ — игрушка прокурора» написал один из авторов электронного журнала РУЖЭЛЬ Михаил Кушнир.

В Альт Линукс 5.0 Школьный используется система контентной фильтрации NetPolice. На официальном сайте последней доступно руководство по установке лишь для ПСПО. Поэтому рекомендую воспользоваться инструкцией по установке и настройке NetPolice в Альт Линукс 5.0.1 Школьный от Юрия Азовцева. Кроме того, Дмитрий Коновалов, специалист технической поддержки компании «Интэком» (занимается внедрением Альт Линукс в школы Алтайского края), начал публиковать серию статей, посвященных контентной фильтрации в школе. Данные статьи носят достаточно подробный характер и будут полезны для ознакомления.

В данной статье были рассмотрены наиболее частые проблемы, возникающие при переходе образовательных учреждений на Linux. Для успешного перехода потребуются паспорта рабочих станций и серверов, если таковые не были подготовлены ранее. Кроме того, необходимо определиться с выбором операционной системы, осуществить необходимые настройки и подключить периферию (принтеры, сканеры, интерактивные доски), а если возникнут проблемы, решить их, запустить и настроить систему контентной фильтрации. Во всем этом вам помогут ваши коллеги.

Ведь, что любопытно, на мой взгляд, в процессе перехода российских образовательных учреждений на СПО ощущается дух свободного ПО — уже появилось немало публикаций, которые находятся в свободном доступе, с описанием решений тех или иных проблем перехода или эксплуатации различных версий Linux.

Top