Технологии создания «магазина будущего»
Технологии создания «магазина будущего» развиваются достаточно давно, однако до сегодняшнего дня они не получили широкого распространения. Какими могли бы быть российские Future Store? Почему отечественные ритейлеры не торопятся вкладываться в инновации?
Ритм жизни и, соответственно, требования человека к ее качеству постоянно меняются. Вместе с ними совершенствуются технологии, помогающие удовлетворять вечно растущие потребности. Это касается всех сфер человеческой жизни, но в данном случае речь пойдет только об одной из них – сфере розничной торговли.
Среди двух десятков трендов 2010 года аналитики Retail Forward называли расширение спектра услуг торговых предприятий исходя из разнообразных требований покупателей; развитие электронной торговли; появление «умного шопинга» — технологий, предоставляющих покупателям полезную информацию о покупках; а также строительство «умных магазинов», в которых технологии со временем полностью вытеснят труд человека. Также они утверждали, что к 2010 году продажа продуктов и сервисов через мобильные устройства не получит широкого распространения и в будущем будет в основном ориентирована на сектор B2B.
Сбываются ли прогнозы? Когда на дворе 2012 год, можно уже оценить, сбылись ли предсказания восьмилетней давности. Итак, могут ли сегодня покупатели отправиться на «шопинг» в «умный магазин»? Начнем, пожалуй, с наиболее известного, принадлежащего Metro Group супермаркета Real, расположенного в Рейнберге, Германия. Посетители этого «магазина будущего» (Future Store) берут с собой в зал «электронного ассистента» — небольшое устройство (с половину газетной страницы) с плоским сенсорным монитором, который активируется с помощью персональной карточки покупателя. Этот «планшет» помогает сориентироваться в торговом зале, указывает местонахождение товаров, напоминает о покупках на основании индивидуальной истории клиента. В магазине установлены кассы самообслуживания, так называемые Self-checkout, которые позволяют оплатить товар без помощи кассира. Сейчас такие кассы работают уже более чем в 300 магазинах Германии.
Еще одна инновация этого магазина — электронные ценники, на которых отображается не только текущая стоимость товара, но и его цена у конкурентов. Информация на таких ценниках меняется централизованно через учетную систему. В каждом отделе расположены терминалы со сканерами, которые считывают штрих-код с товара и выдают полную информацию о нем, начиная от цены и срока годности и заканчивая рецептами, в которых его можно использовать, и подробными данными о производителе. При помощи терминала, задав необходимые параметры поиска, можно найти необходимый товар, выбрать его, после чего расположенный на потолке проектор направит световой луч прямо на ту полку, где он расположен.
Большинство концепций Future Store опираются на технологии радиочастотной идентификации (Radio Frequency Identification, RFID). Она позволяет полностью автоматизировать учет движения товаров от поставщика к ритейлеру, а также их перемещение внутри магазина. Например, специальные датчики, установленные на полках, мгновенно передают в информационную систему данные о том, сколько того или иного товара находится в зале.
Future Store на сегодняшний день — пожалуй, самый известный и масштабный из реализованных проектов «умных магазинов». Отдельные элементы Smart Store достаточно успешно внедряются и в других торговых сетях. Например, британская торговая сеть Tesco широко известна своими наработками в области изучения покупательского спроса. ИТ-система магазина использует специальный софт для компьютера и идентифицирует клиента на основании карточки постоянного покупателя и собирает данные о его покупках, среднем размере чека, частоте посещения того или иного магазина. Затем данные анализируются, и покупателю предлагаются те или иные спецпрограммы, скидки или товары в рамках кросс-промоушена. Кроме того, Tesco транслирует информацию с видеокамер, установленных в магазинах, в интернет.
Одним из лидеров инноваций в ритейле является крупнейшая американская торговая сеть Wal-Mart. Именно там еще в 2002 году появились «умные полки», которые самостоятельно контролируют наличие товаров и сообщают, что и в каком количестве надо заказать дополнительно. В 2008 году аналогичная система появилась и в Metro Cash & Carry.
В начале 2011 года все та же Intel представила концепцию Connected Store, объединяющую несколько магазинов в единую сеть. Это позволяет из одной точки отслеживать неполадки оборудования во всех торговых предприятиях, оперативно размещать любую информацию как в определенных магазинах, так и во всей сети, экономить электроэнергию путем дистанционного отключения ненужных систем в нерабочее время. Сам «магазин будущего» от Intel представляет собой двухэтажное здание площадью 220 кв. м. В нем установлены различные киоски с системой самообслуживания и быстрой оплаты при помощи смартфона, имеется встроенная в демонстрационные стенды система поиска товара, а также целевая реклама, направленная на конкретного посетителя. Широко используется приложение Intel AIM Suite Video Analytics, осуществляющее на основании данных камер видеонаблюдения сбор информации о посетителях магазина (пол, возраст, время пребывания перед витриной и т. д.) и формирующее рекомендации по оптимизации его деятельности.
Изощренные системы лояльности
В секторе программного обеспечения в ритейле в первую очередь, видимо, будут востребованы аналитические приложения, которые позволят автоматически формировать покупку на основании истории «шопинга» каждого конкретного покупателя. Ритейл активно будет заниматься анализом, в первую очередь для повышения собственной flexibility — гибкого реагирования на изменения спроса. Используя BI, можно учитывать многофакторные тенденции спроса, корректировать ассортиментные матрицы и объемы товаров в разных ценовых группах. Кроме того, в ближайшее время ритейл будет «наводить порядок» в своих информационных системах, в частности, во всем, что касается справочников ассортиментов — сейчас в этой области наблюдается большая путаница.
Наметился тренд активного использования EDI технологий электронного обмена документами с поставщиками, что требует от логистических систем наличия соответствующего функционала. Будут развиваться более изощренные системы лояльности — простые дисконтные системы уже не привязывают покупателя к сети. Нужны персонализация клиента, его предпочтений, более глубокое взаимодействие между участниками всей цепочки товародвижения: производитель-ритейлер-покупатель, внедрение бонусных и купонных систем. В сфере ИТ существует огромное количество технологий, которые при правильном их применении способны принести и прибыль, и экономию в ритейле, но нам бы хотелось особо упомянуть две из них: виртуальное рабочее место сотрудника (VDI) и управление наличностью(Cash Management).
Со временем появятся автоматические или полуавтоматические стеллажи, которые будут или сами пополняться товаром, или сигнализировать о необходимости выставить то или иное наименование. Вслед за ними последуют тележки — навигаторы, помогающие посетителю сориентироваться на просторах гипермаркета и быстро найти необходимый товар. На весах разместятся цветные дисплеи, демонстрирующие видеоролики с рекламой, рецептами и советами покупателю, а сенсорные меню и голосовые подсказки упростят процесс взвешивания товара.
В крупных магазинах будут востребованы «Убийцы очередей» (Queue Busting) — технологии, позволяющие сканировать товары в процессе ожидания очереди в кассу, а затем предъявлять для оплаты один «мягкий чек» со штрих-кодом на всю покупку. Вместе с тем для многих шопинг по-прежнему останется не только возможностью приобрести товары, но и поводом пообщаться с окружающими. По этой причине традиционные магазины, в которых можно поговорить с продавцом или кассиром, а также с соседом по очереди, еще долго останутся востребованными, в особенности в небольших городах и сельской местности.