Специфика составления бизнес-плана
Бизнес-план коммерческой организации, подчиняется общим экономическим законам. Существует довольно стандартный набор требований к бизнес-плану, которые можно узнать из общей экономической литературы.
Как правило, стандартный бизнес-план включает в себя следующие разделы:
- Меморандум конфиденциальности;
- Резюме проекта;
- Информация о предприятии;
- Маркетинговые исследования (стратегия и анализ, возможность заказать продвижение сайта организации);
- Производственный план;
- Организационный план;
- Финансовый план;
- План по управлению персоналом;
- Инвестиционная деятельность в проекте;
- Риски и стратегии их снижения;
- Расчеты показателей эффективности проекта;
- Выводы, либо приложения (кому как нравится это называть).
Для более детального изучения компонентов бизнес-плана, конечно же, лучше обратиться к специальной экономической литературе. Но, как всегда это бывает, экономической литературы море, а специализированной — мало. Общие теоретические принципы — это очень хорошо, но для бизнеса нужна практика. А это значит, что для выполнения хорошего бизнес-анализа требуется знание отраслевой специфики.
Для бизнес-планирования обязательно требуется хорошее знание специфики. Нужно знать, что делать. Требуется понимание логики данного бизнеса, иначе хороших результатов получить нельзя. Отраслевая специфика заключается в том, чтобы четко понимать, из какого набора экономических показателей состоит конечный продукт, и сколько он будет стоить. Многие считают, что знание отраслевой специфики для составления хорошего бизнес-плана просто необходимо. Невозможно просчитывать результат, не владея элементарными цифрами.
А знание отраслевой специфики — и есть владение цифрами. Мало знать отраслевую специфику, необходимо знать региональные (географические) особенности, которые непременно скажутся на конечном результате, и еще некоторые моменты, без которых не сложится полная картина. А обладая хорошими экономическими знаниями и базой, можно составить очень усредненный бизнес-план, в принципе, не опираясь ни на какие цифры, держа в голове нечто «среднее арифметическое». Такой план можно брать за учебную основу, и уже на нем делать что-то более конкретное — свое, родное, собственное.
Все специалисты едины во мнении, что для составления качественного бизнес-плана нужна хорошая специализация, другими словами, опыт работы в данной сфере, чтобы определить главные составляющие будущего успеха. Как и в любой другой отрасли, знание специфики деятельности предприятия накладывает серьезный отпечаток на качество бизнес-плана. Грамотно составленный бизнес-план должен отличаться реальностью и выполняемостью, а для этого необходимо четкое представление структуры доходов и расходов.