Окружающий мир
25.02.2012 10515

Семиотика исторического кинематографа

Исторический кинематограф – это молодой, развивающийся жанр, который на сегодняшний день ищет пути окончательного формирования как самостоятельного отведения в кинематографе. Прежде всего, в историческом кино отражается история страны, нации, киноаппарат запечатлеет определенные исторические личности, которые играли или играют роль в истории страны, в которой мы живем.

Как и у любого другого жанра, исторический кинематограф имеет свой язык и свои художественные и выразительные средства, которые используются для передачи определенного исторического пространства, в котором находятся актеры в момент съемочного периода, а потом будут находиться зрители перед экраном в кинотеатре. Внутренне пространство кадра имеет большое значение для формирования определенного исторического образа, воссоздаваемого режиссером и группой актеров.

В последнее время большинство режиссеров работающих в жанре исторического кино стали говорить о том, что определенное влияние на восприятие исторического кинематографа на сегодняшний день оказывает так называемый язык кино, который с помощью символьной системы доносит кинематографическую информацию до зрителя. Символы, знаки, образы – это можно объединить одним научным названием семиотика.

Исторический кинематограф – это молодой, развивающийся жанр, который на сегодняшний день ищет пути окончательного формирования как самостоятельного отведения в кинематографе.

Исторический кинематограф – это молодой, развивающийся жанр, который на сегодняшний день ищет пути окончательного формирования как самостоятельного отведения в кинематографе.

Необходимо дать определение семиотики. Как пишет Е. А. Еленина: «Определение семиотики в общем виде можно дать следующим образом: семиотика – это наука о знаках и знаковых системах, которая анализирует природу, свойства и функции знаков, классифицирует виды знаков, указывает пути их развития». Исходя из определения, можно сделать вывод, что все воспринимаемое зрителем в кинотеатре перед экраном имеет знаковое выражение. Знак и символ это основные составляющие семиотики кинематографа и искусства в целом. Безусловно, знак имеет определенное выражение, в каком либо виде, например историческая атмосфера, в кадре созданная съемочной группой будет состоять из таких знаков и символов как: костюмы, исторические персонажи, архитектурные ансамбли, определенное место действия и прочее будет нам указывать на определенное историческое событие, которое имело место быть. Знак для кинематографа имеет большое значение, а знаковая или семиотическая система в кино представляет собой совокупность художественных символов.

Следует дать определение знака. Знак (лат. signum) – это материальный, чувственно воспринимаемый предмет (вещь, явление, действие, признак), выступающий в качестве представителя (заместителя, репрезентанта) другого предмета, свойства или отношения и используемый для получения, хранения, переработки и передачи информации. Знак выражает все художественное содержание и передает зрителю закодированную информацию, которая будет преобразована в художественно-логический ряд.

Символы и знаки играют важную роль в процессе восприятия кинофильма. Для зрителя, который смотрит фильмы 2012 характерно визуальное или зрительное восприятие знаков и символов, идущих с экрана. Как правило, восприятие является творческим процессом, ведь получив информацию или информационный код с экрана, зритель его модифицирует и домысливает и получает завершенную картину происходящего на экране. Благодаря накопленному визуальному опыту у зрителя имеется такая возможность расшифровать знаковую информацию и преобразовать её в единый логический и художественный ряд. Исторический кинематограф, как и любое искусство, состоит из знаковых систем, и каждый знак выполняет определенную логическую функцию.

Знаки и символьные семиотические системы формируют киноязык исторического кинематографа, а, следовательно, язык исторического кино формирует определенные художественные и выразительные средства характерные для данного жанра. Семиотическая система исторического кинематографа на наш взгляд состоит из следующих основных составляющих:

  • актер – отправитель знаковой информации, художественной информации;
  • зритель – получатель знаковой информации;
  • код – это как правило набор определенных художественных выразительных средств (образ, историческая обстановка в кадре, определенное музыкальное сопровождение, цветовая гамма) содержащихся в закодированном символьном и знаковом состоянии;
  • канал связи – кинотеатр, кинозал (коммуникационные каналы связи);
  • восприятие – процесс получения, анализа и расшифровки информации, логическое осмысление увиденного.

Полноценный процесс восприятия кинофильма возможен только при наличии всех вышеперечисленных составляющих.

В кинематографе можно выделить следующие знаки и символы: виртуальные – это знаки, которые создаются с помощью современных компьютерных технологий (монтаж, ЗD, виртуальная реальность, то есть перемещение героя во времени и пространстве); оптические (визуальные) – знаки и символы, которые уже существуют в определенном виде и принимаются зрителями как устоявшиеся системы. Перечислим некоторые оптические символы: предметы-образы (исторический костюм, доспехи, оружие, крепость, замок, рыцарь, графиня и т.д.), движение, ускорение или замедление съемочного аппарата, свет в кадре, колорит красок, декорации, актеры.

Между временем художественным, которое существует в кинематографе и временем реальным существует определенная невидимая граница (художественно -временная граница). Художественное время – это темпо – ритм (угасание или развитие, спад или нарастание кинематографического действия), с которым осуществляются и разворачиваются определенные сюжетные события и действия в кинофильме. Темпо — ритм может быть ускоренным или замедленным, как правило, зрители получают информацию о темпо – ритме в кинофильме определенным текстовым или иным художественным сообщением на экране, например, прошло пять лет или прошло двадцать лет, что соответственно переносит зрителя через указанное количество времени и тем самым зритель себя психологически перенастраивает на дальнейшее восприятие кинофильма. Данный художественный прием очень часто используется в исторических кинофильмах для увеличения «монтажного шага» и более лаконичного восприятия кинофильма.

Кинематограф – это единственное искусство, которое отображает реально происходящие события в кинематографическом пространстве, и переносит зрителя в определенное место действия, при этом задействовав все выразительные средства. Художественные и выразительные средства исторического кинематографа – это совокупность свойств кинофильма, которые формируют его внутреннее единство и эстетическую завершенность. Художественное пространство выступает как семиотическая система, которая с помощью знаков и символов отображает реальное (физическое) пространство, выраженное в определенной временной плоскости.

Художественное наполнение исторического кинофильма, которое может быть выражено крупными планами, авангардным приемом монтажа, интересной игрой красок, колоритными актерами, вовлекает зрителя в процесс восприятия кинофильма и переносит его во времени и пространстве. Шумовые эффекты позволяют смотреть фильмы 2012 в новом ракурсе и оказывают определенное восприятие, например шум дождя или пение птиц, ветер, звук приближающегося автомобиля, это все моделирует определенный художественный мир кино. А вышеперечисленные шумы выступают в качестве семиотических знаков и символов, которые и позволяют сделать фильм более реалистичным и насыщенным. Исторический фильм выступает с позиции кинодокумента, то есть он несет информацию о происходящем когда-либо историческом событии. Как кинодокумент он хранит информацию, которая передается от поколения к поколению и представляет интерес для нации.

Семиотика на сегодняшний день имеет большое значение, особенно в таком искусстве как кинематограф. Для исторического кинематографа характерно использование иконических знаков, то есть символических элементов, которые порождают в восприятии зрителя завершенный художественно и логически кинематографический ряд.

Top