Прогнозирование и сценарное планирование
При разработке стратегий и планов возникает трудность формулирооания предположений о будущем: как будут развиваться глобальная экономика и экономики отдельных государств, как будут вести себя отдельные рынки и компании.
Для подготовки таких материалов, как сметная программа для строителя Турбосметчик, подробности на smeta.ru , позволяющих проводить анализ и принимать управленческие решения, используют прогнозирование и сценарное планирование. На основе прогнозов и сценариев составляются планы, среди которых могут быть несколько, подготовленных на случай возникновения непредвиденных ситуаций и рассматривающих наиболее вероятные сценарии. Наличие альтернативных планов (сценариев) позволяет сократить время, необходимое для понимания возникшей ситуации и принятия необходимых решений. Такой подход, называемый ситуационным планированием, придает определенную гибкость управлению компанией. Однако следует помнить, что стоимость подготовки слишком большого числа альтернативных планов может превысить эффект от их возможного использования.
Необходимость прогнозирования своей деятельности такие компании, как, например, General Electric и Royal Dutch/Shell, поняли в начале 1960-х гт. Это было связано с тем, что планы, составленные на основе экстраполяции данных о результатах продаж за несколько прошлых лет, начали существенно отличаться от реальной ситуации на рынках в связи со снижением темпов роста, изменением структуры экономики, усилением конкуренции на рынках, а также рядом других явлений. Поэтому компании стали искать более эффективные методы планирования и управления процессом своего развития.
Потребность в прогнозе определяется сложностью решаемых задач и обьектов прогнозирования — крупных компаний или групп таких компаний, находящихся в постоянно изменяющейся бизнес-среде. На выбор конкретного метода прогнозировании оказывают влияние следующие факторы:
- существо проблемы, подлежащем решению;
- сложность и структура системы;
- динамические характеристики объекта прогнозирования;
- вид и характер информации и информационного обеспечения;
- период времени, на который составляется прогноз, его соотношение с продолжительностью жизненного цикла товара, услуги или сырьевого источника (месторождения);
- требования к результатам прогнозирования (точность, надежность и достоверность);
- квалификация специалистов, выполняющих прогноз, — прогнозистов.