Окружающий мир
23.05.2011 4562

Поддержка и продвижение сайта в сети Интернет

Количество пользователей Интернета в России растёт быстрыми темпами. По данным фонда «Общественное мнение», весной 2005 года их количество составило 18,9 млн человек, и это число стремительно продолжает увеличиваться. Неудивительно, что активность российского бизнеса в Сети также резко возросла. Какие же проблемы ждут бизнес в Интернете?

Проблемы один и два – бюджетирование и выбор исполнителя, как и на этапе создания сайта, являются самыми важными задачами этапа регулярной эксплуатации веб-сайта. И если про отсутствие денег на продвижение сайта ничего не добавишь, то с выбором исполнителя на этапе поддержки и продвижения ситуация усложняется. Простой поиск в любой поисковой системе покажет, что количество компаний, желающих продвигать сайты, намного меньше, чем желающих их создавать. А уж исполнителей, компаний или фрилансеров, имеющих заслуживающее внимания портфолио, вы вряд ли найдете более трёх десятков. Причина этого очень проста — продвигать сайт, то есть приводить на него достаточное количество целевых посетителей, намного сложнее, чем этот сайт создать.

Проблема третья — выбор способа продвижения или точное продвижение сайта вверх. В данный момент существует три основных способа массового привлечения на сайт посетителей. Первый способ — баннерная реклама. Он заключается в том, чтобы заставить пользователя «кликнуть» на рекламную картинку-баннер вашего сайта, расположенный на каком-либо другом сайте, обычно активно посещаемом. В последние два-три года эффективность подобной рекламы снижается из-за того, что всё большее количество пользователей Интернета перестают замечать рекламные баннеры, а иногда даже устанавливают специальные программы, вырезающие баннеры из загружаемых страниц. Массированная баннерная рекламная кампания может оказаться полезной при брендовой раскрутке нового сетевого клуба, но для маленького клуба, особенно в небольшом городе, баннерная реклама, скорее всего, себя не оправдает.

Второй и третий способы — контекстную рекламу и поисковую оптимизацию вместе часто называют поисковым продвижением, так как оба эти способа основываются на активном поиске заинтересованного в чем-либо пользователя сети Интернет. Рассмотрим эти два способа поподробнее.

Контекстная реклама — это текстовая реклама, которая показывается по ключевым словам при поиске на страницах соответствующей тематики. Механизм достаточно прост. В специальной системе управления вы создаёте текстовое объявление. Например, «lvanovo-fitness.ru Семейный фитнес в Иваново. Тренажерный зал, бассейн, групповые программы». Потом объявление привязывается к ключевым словам, например, вы можете решить, что ваше объявление может быть интересно тем, кто ищет информацию по следующим ключевым словосочетаниям: «фитнес в Иваново», «тренажерный зал в Иваново», «досуг в Иваново», «спортзал в Иваново» и т.п. Далее вы определяете рекламный бюджет и все — объявление готово к показу. Теперь, когда некто будет искать в поисковике слова «фитнес в Иваново», он увидит ваше объявление и, возможно, захочет посетить ваш сайт, чтобы узнать подробности. Контекстная реклама — наверное, самый эффективный и удобный инструмент интернет-рекламы.

Разумеется, если этим инструментом правильно пользоваться. Неверно подобранные ключевые слова могут очень быстро опустошить ваш рекламный бюджет с мизерным эффектом. И наоборот, творческий подход и правильная фокусировка могут привести к вам на сайт нужных посетителей с очень небольшими затратами. Большим плюсом контекстной рекламы является ее высокая оперативность – буквально в день подачи объявления вы уже можете получать на сайт посетителей. Главный минус – как только вы перестаёте платить, поток посетителей прекращается совсем. Контекстная реклама не имеет никакого эффекта «последействия». Кроме этого, бюджет на контекстные рекламные кампании достаточно легко просчитывается, что тоже очень полезно и приятно.

Еще один вид поисковой рекламы – поисковая оптимизация. Суть последней состоит в том, что надо привести свой сайт в такое состояние, чтобы поисковая машина вроде Яндекса, Рамблера или даже Google посчитала этот сайт достойным занимать высокое место в результатах поиска по интересующим вас словам и словосочетаниям. Правильно оптимизированный сайт из примера про контекстную рекламу будет выдаваться в результатах поиска не только по запросам «фитнес в Иваново», «тренажерный зал в Иваново», «досуг в Иваново», «спортзал в Иваново», но и по большому количеству других подобных запросов, включая название и расположение клуба, фамилии тренеров, названия тренировочных программ и так далее. При этом вы можете получать любое количество посетителей на сайт, ничего не платя поисковой машине.

Плюсы и минусы поисковой оптимизации прямо противоположны контекстной рекламе. Эффект от поисковой оптимизации сохраняется очень долго, иногда годами, продолжая приводить на сайт посетителей. Однако прогнозировать, и, тем более, гарантировать точный результат очень трудно. Постоянные изменения алгоритмов выдачи результатов поиска поисковых машин, действия конкурирующих сайтов, незначительные, на первый взгляд, технические проблемы – эти и множество других причин могут отдалить получение эффекта от поисковой оптимизации на долгие месяцы. Именно тут наиболее остро встаёт проблема выбора исполнителя – неверно проведённая оптимизация, с использованием запрещенных поисковиками методов, может привести к внесению сайта в чёрные списки поисковых машин и сайт вообще пропадет из выдачи любых результатов поиска. Однако, несмотря на все риски, поисковая оптимизация остаётся наиболее часто используемым методом продвижения в Сети, который в той или иной мере можно рекомендовать любому сайту. Потенциальный приток посетителей от грамотно оптимизированного сайта может быть очень большим, обходясь заметно дешевле контекстной рекламы.

Разумным решением будет сочетать возможности поисковой оптимизации с контекстной рекламой. При этом доля контекстной рекламы может быть меньше в случае хорошо оптимизированного сайта фитнес-клуба, расположенного в городе со сравнительно низкой конкуренцией между фитнес-клубами, или больше для сайта сети фитнес-клубов мегаполиса.

Проблема четыре – трудности в эксплуатации сайта. Даже выделив значительный бюджет на поддержку и продвижение сайта, фитнес-клуб не избавляет себя от необходимости активно заниматься сайтом. Кто-то из сотрудников клуба всё равно должен готовить и вносить изменения в расписание занятий, выкладывать новости, отвечать на запросы по электронной почте. Часто бывает, что такого ответственного сотрудника нагружают работой по сайту, не снимая с него ни грамма из уже существующих обязанностей. В итоге работа с сайтом получает низкий приоритет, информация обновляется всё реже, и вот мы в 2006 году можем видеть расписание занятий, оставшееся с прошлого года. Коммерческая эффективность сайта, который не обновляется, резко падает, подобный сайт уже вызывает раздражение у клиентов, желающих, например, уточнить расписание занятий на следующую неделю. Письма потенциальных клиентов попадают в никуда, что также приводит к росту упущенной прибыли.
К сожалению, в рамках небольшой статьи невозможно описать всех возможных проблем и путей их решения. За кадром остались задачи юзабилити (практичности) сайта, проблемы измерения эффективности, вопросы, связанные с сайтом, как с объектом интеллектуальной собственности. Пока что мы лишь поднимаем проблему, суть которой проста – индустрия фитнеса явно недостаточно использует возможности Интернета. Мы уверены, что со временем, по мере роста конкуренции среди клубов за клиента, будет больше внимания уделяться подобным вопросам, и, как и всегда, преимущество получит тот, кто первым перейдет от размышлений к активным действиям.

Top