Пенсионная реформа в России
Действительность жизни поставила Россию перед тем, что распределительная пенсионная система себя перестала оправдывать. В 2002 году в России было предпринято реформирование пенсионного обеспечения, цель которого повышение уровня жизни пенсионеров и гарантия финансовой устойчивости государственной пенсионной системы.
Ключевой проблемой перехода к накопительной пенсионной системе традиционно принято считать так называемый «долг пенсионных обязательств», т.е. обязательств по отношению к переходным поколениям, которые платили взносы в распределительную пенсионную систему, но не могут в полном объеме получать полагающиеся им пенсионные выплаты из-за направления ресурсов на накопительные счета. В настоящее время этот вопрос практически выпал из обсуждения. Формально можно считать обязательства выполненными, если будут обеспечены сохранение реального уровня пенсий для нынешних пенсионеров и поддержание фактически сложившегося коэффициента замещения. Однако, учитывая, что реальный уровень пенсий все еще не восстановился после кризиса 1998 года (когда он упал до 70% от величины прожиточного минимума), вряд ли такой подход можно рассматривать как удовлетворительный. Для оценки приемлемости переходной динамики пенсионных выплат необходимо дополнить анализ динамики средних пенсий изучением их величины по группам пенсионеров, в частности, по возрастным когортам.
Проблема пенсионного обеспечения усугубляется еще и тем, что личные сбережения пенсионеров ликвидированы и не восстанавливаются. Необходимо изменить пенсионное законодательство, которое призвано подводить итог всей трудовой деятельности человека. В пенсионную систему следует внести элементы личной заинтересованности в зарабатывании пенсии. Заработок за всю трудовую жизнь должен влиять на сумму пенсии, при этом нельзя ограничивать ее максимальный размер. При расчете пенсии необходимо учитывать только стаж работы за тот период, когда происходила уплата страховых взносов работником.
При введении этого небольшого набора мер должна сложиться ситуация, при которой станет необходимым легализовать заработок. Будет решена проблема действующей системы, которая заключается в том, что индивиды, уплачивающие страховые взносы в полном объеме с высоких заработков, и те, которые уклоняются от своих обязательств, в конечном итоге приходят к равному результату. Появится возможность высвобождаемый фонд заработной платы высокооплачиваемых категорий граждан направить на дополнительное пенсионное обеспечение. Таким образом, часть нагрузки, которую несет государственная пенсионная система (льготные пенсии, профессиональные пенсии и т.д.), можно будет вынести за пределы государственного пенсионного страхования.