Как преодолеть кризисные тенденции в области управления IT
Кризис в экономике, безусловно, влияет и на информационные технологии, бюджеты на развитие IT в большинстве компаний сейчас серьезно сокращены, что требует изменения стратегии и тактики работы IT-подразделения. Многие аналитики говорят, что кризис продлится не один год, поэтому нужно привыкать к новым условиям, что потребует в первую очередь изменений привычных правил работы IT-подразделения.
Время дешевых денег закончилось окончательно, а это значит, что большинство компаний занялось оптимизацией внутренних бизнес-процессов. При этом область управления информационными технологиями для многих топ-менеджеров стала первоочередной с точки зрения оптимизации затрат.
Раньше многие российские компании активно внедряли различные IT-решения, не всегда корректно оценивая рентабельность сделанных инвестиций. Поэтому для системных интеграторов и консультантов это было прекрасное время. Однако теперь все по-другому, в большинстве компаний IT-директору дали команду минимизировать затраты, при этом во многих случаях, это произошло вместе с заменой предыдущего IT-руководителя.
Сейчас при минимальных бюджетах необходимо серьезно обосновывать перед бизнесом любые инвестиции в развитие информационных технологий, анализировать бизнес-преимущества выбранных IT-решений, а также рассчитывать сроки возврата инвестиций от их внедрения. Без нацеленности информационных технологий на конкретные результаты, требуемые бизнесом, положительное решение об их использовании принято не будет. Все эти изменения привели к тому, что большинству IT-директоров приходится теперь рассчитывать на свои силы и использовать уже существующие в компании IT-решения. При этом высоких требований к качеству внедрения и сопровождения используемых систем никто не отменял, ведь теперь от них зависит деятельность всей компании, и именно поэтому в настоящее время серьезно повысились требования к эффективности работы IТ-подразделения с учетом ключевого ограничения – минимизации затрат.
В 2009 году пересмотр бизнес-стратегий произошел в большинстве компаний, а это значит, что и IT-стратегию необходимо скорректировать в кратчайшие сроки, при этом нужно рассчитывать на самый пессимистичный вариант развития событий. И пусть новая IT-стратегия уместится всего на десяти слайдах, главное, чтобы было понимание основных стратегических установок в области управления IT на ближайший период. Если говорить о необходимых стратегических решениях, то в первую очередь нужно минимизировать затраты на управление IT, прокат спутниковых телефонов и сконцентрироваться лишь на качественной поддержке. Новые технологии теперь могут внедряться в двух случаях: если они сокращают затраты или если их внедрение позволяет сделать серьезный прорыв в бизнесе.
На ближайшие пару лет можно с уверенностью сказать, что в качестве основной цели в управлении IT будет уже не развитие, а оптимизация затрат, при сохранении требуемого уровня надежности. Что значит такой резкий переход в области управления информационными технологиями? В первую очередь для оптимизации затрат необходимо снова решить стандартную управленческую задачу – производить самим или закупать.
Условия рынка, заработные платы сотрудников, стоимость инвестиций серьезно изменились, поэтому многие аутсорсинговые контракты стали обузой для компании. И если раньше затраты на IT-персонал были заоблачными, то теперь они снизились, и именно поэтому во многих случаях стало выгоднее создать службу поддержки своими силами, чем закупать услуги со стороны.
В дополнении к вышесказанному, многие IT-компании на пике кризиса провели волну сокращений IT-персонала, не сильно разбираясь, кого они сокращают. Поэтому с точки зрения политики в отношении персонала, сейчас самое время провести ревизию знаний своих сотрудников, ведь на рынке появилось множество специалистов, которые уже намного дешевле, чем год назад. Такая грамотная замена персонала может позволить «перетянуть» часть аутсорсинговых контрактов внутрь IT-подразделения, серьезно сократив затраты.