Этапы оптимизации материальных издержек и затрат
Во времена экономического роста, когда дела идут хорошо и финансовые показатели растут, численность корпоративного центра холдинговой компании тоже растет – порой даже быстрее самих финансовых показателей.
Руководители набирают себе заместителей, возникают промежуточные уровни в виде управлений, департаментов, увеличивается штат сотрудников и расходы на содержания персонала. Во время кризиса ситуация кардинально меняется. Холдинги начинают компанию по сокращению расходов и в первую очередь – управленческих. Оптимизация затрат позволяет не только улучшить финансовые результаты группы, но и повысить эффективность корпоративного центра, сделав его более компактным и менее бюрократизированным.
Оптимизация затрат и увольнение персонала – всегда чрезвычайно болезненный процесс. В дополнение к морально-этическим аспектам, возникает ряд других объективных трудностей и вопросов, с которыми сталкивается руководство компаний:
- Какие статьи расходов сокращать в первую очередь?
- Сколько сотрудников, в каких подразделениях увольнять?
- Каков действительный резерв сокращения?
- Как преодолеть сопротивление функциональных руководителей, каждый из которых считает, что его блок и так оптимизирован?
- Нужно ли проводить сокращение в несколько этапов или сразу предпринять кардинальные меры?
- Как удержать наиболее ценных сотрудников компании?
От ответов на эти вопросы зависит эффективность мероприятий по оптимизации затрат в корпоративном центре. Оптимизация затрат проводится по нескольким направлениям.
Оптимизация организационной структуры корпоративного центра
У многих российских компаний организационная структура корпоративного центра характеризуется наличием избыточных уровней управления, раздутым штатом сотрудников, длительной выработкой решений и плохими коммуникациями как внутри самого корпоративного центра, так и между корпоративным центром и бизнес – единицами. Оптимизация структуры корпоративного центра должна идти по пути создания более плоской структуры внизу (большее количество прямых подчиненных у функциональных руководителей), посредством укрупнения структурных подразделений (объединения отделов, управлений, дирекций), а также сокращения промежуточных уровней управления. Данный подход позволяет сократить затраты на руководителей среднего звена при минимальном изменении объема выполняемых функций и без сокращения рядовых сотрудников. Оптимизация структуры может дать эффект сокращения персонала до 15% по численности и 20% по фонду оплаты труда.
Сокращение функций корпоративного центра
Наибольшим потенциалом для оптимизации затрат обладают контрольно-аналитические функции корпоративного центра. Сокращение контрольно-аналитических функций может осуществляться по следующим направлениям:
- Уменьшение количества отчетов;
- Сокращение источников обрабатываемой информации;
- Снижения уровня детализации;
- Отказ от выполнения функций в корпоративном центре или передача функций бизнес-единицам;
- Уменьшение объема контрольно-аналитических функций может дать эффект сокращения персонала до 40%.
Оптимизация накладных расходов корпоративного центра
Оптимизация накладных расходов без увольнения сотрудников может осуществляться по таким направлениям как аренда, бонусы, продолжительность рабочей недели, корпоративные мероприятия, транспорт, мобильная связь и т.д. и может дать эффект сокращения расходов до 25%. Важным аспектом для успешной реализации проекта по оптимизации затрат является непосредственное участие в нем генерального директора компании на всех этапах и вовлечение руководителей структурных подразделений. Реализация проекта состоит из трех этапов.
Определение целевого уровня оптимизации затрат
На данном этапе проводятся:
- Диагностика системы управления, бенчмаркинг численности корпоративного центра
- Разработка и оценка основных гипотез по сокращению персонала
- Определение целевого уровня сокращения персонала (дифференцировано по структурным подразделениям)
- Определение статей и уровня сокращения накладных расходов и регистрация авансов в 1С:Бухгалтерии
Этап 2. Формирование списков для сокращения и нормирование расходов
Для успешного осуществления данного этапа создаются рабочие группы, куда обязательно должны входить руководители структурных подразделений корпоративного центра. В рабочих группах проводятся:
- Разбивка альтернативных вариантов для сокращения численности
- Тестирование гипотез консультантов, сформированных на первом этапе
- Формирование списков для сокращения
- Определение целевых нормативов и лимитов расходования денежных средств по подразделениям
- Разработка плана коммуникаций
Этап 3. Проведение оптимизации затрат
Проведение сокращений осуществляет генеральный директор и руководители структурных подразделений компании. В ходе данного этапа специалисты отдела кадров проводят сопровождение изменений, а именно:
- Оказывают помощь в перераспределении работ;
- Помогают в разработке и реализации плана коммуникаций.
Существенного сокращения затрат можно добиться за счет оптимизации внутренних процессов компании – в относительно короткие сроки и без значительных инвестиций. Целью должна быть оптимизация затрат за счет повышения эффективности работы компании, а не за счет их простого «урезания».
Резервы для экономии следует искать во всех процессах компании: закупках, управлении оборотным капиталом, логистике, капитальных вложениях, общехозяйственных и административных работах и т. д. Сокращение затрат – это сложная управленческая задача. Чтобы обеспечить успех программы, менеджмент должен учитывать ряд ключевых факторов, таких как четкое распределение ответственности за оптимизацию затрат, установление формализованных целей и введение экономии как элемента корпоративной культуры.
Зачастую российские холдинги уделяют недостаточно внимания оптимизации бизнес-процессов, сокращению затрат и эффективному использованию ресурсов. Рост выручки позволяет им закрывать глаза на затраты. Однако во времена кризиса многие успешные компании осознали, что оптимизация и жесткий контроль затрат являются критическими факторами не только для выживания но и улучшения финансовых показателей группы в целом в долгосрочной перспективе. В связи с этим политика минимизации затрат должна являться основной стратегической инициативой компании, а разработка подхода к оптимизации носить долгосрочный характер.