Окружающий мир
12.10.2011 3801

А нужен ли российский Future Store?

Нужны ли такие инновации российскому ритейлу? Ответ на этот вопрос оказался совсем неоднозначным. Никто не отрицает, что инновации необходимы, но…

Что это будут за решения? Ведь на данный момент под «магазином будущего» россияне в большинстве случаев понимают минимум персонала и отсутствие очередей вкупе с быстрой окупаемостью вложений. «Все проекты по техническому переоснащению подлежат серьезной оценке с точки зрения возврата инвестиций. Приобретать новинки, потому что это «модно» или «не как у всех», сейчас никто уже не станет. А потому своих потребителей пре-
жде всего будут находить инновации, апробированные западными ритейлерами и доказавшие свою состоятельность там, — уверен Кирилл Синицын, заместитель генерального директора компании Ansoft. — Отечественные ритейлеры сегодня предпочитают не рисковать и учиться на чужих ошибках».

Среди новых технологий обязательно будут те, которые позволят заказывать большинство товаров через интернет или по мобильному телефону и заходить в магазин только затем, чтобы их забрать. «Развитие мобильных технологий, повышение качества доступа к глобальной сети позволят компаниям адресовать свои программы лояльности каждому конкретному покупателю, — считает Алексей Борщов, руководитель отдела автоматизации департамента торговых систем «СофтБаланс». — В скором времени ритейлеры смогут делать каждому покупателю персонифицированные предложения, отправляя сообщения, например, на мобильный телефон о поступлении интересного для него товара или о скидках на товары из его корзины».

«RFID-технология, позволяющая в онлайн-режиме отследить весь путь товара от склада до магазина и корзины покупателя, вызывает наибольший интерес. Но пока она является недешевым удовольствием и внедрена только несколькими ритейлерами сегмента Fashion, — говорит Андрей Лабыцин, коммерческий директор «СМ Трэйд». — При таком бурном развитии технологий в ближайшие годы в России возможны пилотные внедрения RFID-технологии в сегментах Fashion, Food, в также продажи книг».

«Пока стоимость расходных материалов так высока, эта технология не получит распространения в России, да и в мире. Магазинов, которые используют RFID в полной мере, единицы, — не соглашается Ирина Макарова, вице-президент «Атол». — Ритейл четко должен понимать, на чем он сможет экономить, применяя RFID».

На очереди технологии Selfchekout, сообщающие покупателю стоимость покупки и принимающие безналичные платежи. «Мы наблюдаем всплеск интереса к кассовым системам самообслуживания, — говорит Елена Кудрина, исполнительный директор France Informatique & Technologie (FIT). — Начиналось все в Америке, но сейчас уже весь остальной цивилизованный мир активно использует эти технологии, понимая, что за кассами самообслуживания — будущее. Такое понимание пришло и в Россию. Кто раньше начнет использовать эту концепцию, тот и получит существенное преимущество в опыте и имидже».

Аналогичного мнения придерживается и Виталий Постолатий, генеральный директор Wincor Nixdorf, Россия: «Россия стоит на пороге революции в области систем самообслуживания клиентов. Выбор решения для конкретного ритейлера зависит от его профиля. Кассы самообслуживания эффективны везде, где есть кассовая линейка, включая форматы супермаркетов и гипермаркетов, Cash & Carry, DIY».

Однако ждать повсеместного распространения технологий Selfchekout в России придется, наверное, достаточно долго. «В отечественном ритейле пока нет ни одного удачного внедрения этой технологии, — говорит Ирина Макарова. — На Западе она активно развивается, но мы, как обычно, отстаем на три–пять лет». «Системы самосканирования и кассы самообслуживания, думаю, в ближайшие годы будут экзотикой», — согласен с ней Андрей Долинин, руководитель направления «Автоматизация торговли» компании «ДатаКрат».

Top